Финифть Ростова

Финифть Ростова

На протяжении XIX в. финифтяное производство в Ростове приобрело массовый характер. Увеличилось число мастеров, появилась узкая специализация, связанная с отдельными этапами процесса изготовления изделий. Образовались финифтяные заведения, состоявшие из мастера-хозяина, одного-двух подмастерьев и одного-двух учеников. Во второй половине XIX в. ведущее положение в организации промысла занял скупщик-торговец, который поставлял материалы в мастерские, закупал и сбывал готовую продукцию в разные города России. Возросло массовое производство изделий, основную часть которых составляли мелкие образки. Художественный язык ростовской финифти XIX в. менее однороден, чем в предыдущий период. В творчестве мастеров почти до середины столетия проявлялись черты барокко, хотя в целом, начиная с 1820-х - 1830-х гг., все активнее становилось влияние классицизма. Ведущие художники, стремясь к вершинам мастерства, следовали принципам академической живописи. Но более многочисленной была когорта живописцев-ремесленников, производивших массовую продукцию. Их лубочные по характеру миниатюры обладали признаками низовой народной культуры.